Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров дал интервью телеканалу «Россия-24» об основных итогах 2019 года и планах на ближайшие годы. В частности, глава Минпромторга России рассказал об экспортном потенциале отраслей, о системе tax-freeи диверсификации ОПК.
В 2019 году отмечается рост в таких отраслях, как фармацевтика (18%), радиоэлектроника (9%), металлургия (9%) и химический комплекс (8%). Значительную динамику диверсификации показал ОПК: в этом году доля гражданской продукции уже достигла 21%. В будущем планируется увеличение до 30% до 2025 года, чтобы в дальнейшем довести эту цифру до 50%.
«Мы должны уже сегодня реализовывать те проекты, которые после 2025 года обеспечат продолжение той позитивной динамики, которая складывается на протяжении последних 3 лет. Для этого у нас сформированы инструменты поддержки и финансового, и административного характера. К финансовым относится льготное кредитование ФРП. Только за последние 2 года профинансировано 68 проектов по производству гражданской продукции предприятиями ОПК на сумму почти 20 млрд рублей по льготной ставке от 1 до 3% годовых. Также есть субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам, которые привлекаются для реализации НИОКРов и модернизации основных фондов. И то, чего нам удалось достичь за последнее время, — меры административной поддержки, связанные с преференциями для предприятий ОПК, которые заинтересованы в производстве продукции для госзаказа, а также освоении внутреннего российского и внешних рынков», — подчеркнул Денис Мантуров.
Министр рассказал о дальнейших перспективах программы развития Sukhoi Superjet 100. По данным ОАК, в 2020 году планируется создать 20 самолетов, а в 2021 году — еще 30. Как отметил Министр, сначала необходимо удовлетворить внутренний спрос: с «Аэрофлотом» уже заключен контракт на поставку 100 «Суперджетов». Что касается продажи на мировом рынке, за последние 3 года ОАК прорабатывал программу экспорта самолетов в Пакистан, Таиланд и Казахстан, но есть и другие потенциальные партнеры.
«Хочу обратить внимание, что нам нужно справиться с главной задачей – это послепродажное обслуживание. И для того, чтобы мы спокойно чувствовали себя на внешнем периметре, мы, в первую очередь, должны обеспечить послепродажное обслуживание российским заказчикам на достойном уровне. Каждый год есть улучшения в этом направлении, это подтверждается цифрами как со стороны Аэрофлота, так и других российских эксплуатантов. Более 100 машин эксплуатируются на российском рынке, и порядка 60 мы поставили на внешние рынки. Самый большой эксплуатант — Мексика, несмотря на то, что они приняли решение по изменению маркетинговой политики и переходу на машины большей размерности. Поэтому здесь вопрос не в том, вписались ли мы в потребности по техническим параметрам — мы обеспечили запросы заказчика. Основная проблема в том, что их матрица маршрутов, маршрутная сетка требует большего объема провозной емкости. У нас все-таки региональный джет на 100 мест», — объяснил Денис Мантуров.
Так же распределяется очередность продажи самолетов МС-21: первые коммерческие поставки начнутся российским покупателям и партнерам из ближнего зарубежья. Общий пакет составляет 170 машин. По словам Министра, есть и заказчики из дальнего зарубежья, в частности, из Юго-Восточной Азии, но выход на эти рынки планируется не раньше 2023—2024 гг.
Один из вопросов коснулся прогнозов по спросу на вертолет «Ансат» Aurus, ориентированный на рынок корпоративных и VIP-перевозок.
«Заказы начали формироваться еще с проведенного в августе МАКСа. Не могу сказать, что на эти машины большой портфель, потому что сначала нужно получить сертификат, с учетом изменений, внесенных для версии от Aurus. Но мы рассчитываем, что в ближайшем год будет произведено минимум 5 машин, с наращиванием по 10-15 машин в год», — рассказал глава Минпромторга России.
С 2021 года также планируется начать массовое серийное производство автомобиля Aurus Senat, а с 2022 года — Aurus Komendant.
«В 2021 году будет произведено и поставлено заказчикам около 500 автомобилей, и с тактом по 1000 машин в год мы должны нарастить производственную мощность до 5000 автомобилей всех типов примерно к 2024—2025 годам. Основная часть заявок приходится на Komendant. У нас есть зарубежные эмиратские партнеры, которые хотят у себя организовать сборку именно этой модели Aurus, исходя из запросов Ближнего Востока», — отметил Денис Манутров.
Традиционные внешнеторговые партнеры России — это Европа и Китай, но, по словам Министра, в последние годы ведется активная работа со странами Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
«Первое место занимает Китай с объемом товарооборота примерно 110 млрд за 2019 год, второе место – Германия, и, как ни странно, у нас растет объем с США – чуть больше 20 млрд. При этом мы рассчитываем основной акцент делать на странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки», — поделился Денис Мантуров.
Министр рассказал и о ходе реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт», одна целей которого — увеличение несырьевого неэнергетического экспорта.
«С учетом инвестиционных проектов, с которыми сегодня коллеги выходят к нам для подписания комплексных программ по повышению конкурентоспособности, основной акцент делается на металлургии, химии и машиностроении. Нам пришло более 700 заявок по первому этапу отбора, более 300 соглашений уже подписали и планируем провести второй отбор в феврале следующего года. Исходя из того, что общий объем кредитов должен быть около 7 трлн, а на те 360 соглашений, которые будут реализованы до конца года, приходится примерно 1,7 трлн, у нас еще есть возможность рассмотреть больше заявок», — рассказал глава Минпромторга России.
Одна из последних громких тем последнего времени — требование для компаний-производителей электроники устанавливать на все устройства российское ПО. По мнению Дениса Мантурова, это не приведет ни к приостановкам производств, ни к уходу иностранных предприятий с российского рынка.
«Мы должны точно использовать свои наработки и технологии, чтобы их внедрять — и это касается не только государственных закупок. Я приводил пример с Китаем: они давно приняли соответствующее решение, у них это обязательное условие — чтоб был китайский программный продукт. Мы должны развивать отрасль ПО и IT-технологии», — объяснил Министр.
Благодаря системе tax free объем покупок иностранными туристами вырос на 16%. С 2020 года в эксперименте примут участие еще 16 регионов, причем поучаствовать смогут все торговые предприятия, использующие кассовые аппараты. Как считает Денис Мантуров, это поможет увеличить продажи туристам из стран, не входящих в СНГ.
«Через год это будет на всей территории страны. За последние 2 года, пока проходил эксперимент, реализовано товаров примерно на 1,9 млрд рублей. И средний чек получается около 100 тыс. рублей. В первую очередь это, конечно, косметика, парфюмерия, меха, кожа, легкая промышленность. Мы рассчитываем на то, что эта система даст в будущем дополнительный импульс внутренней торговле», — подытожил глава Минпромторга России.
Источник: mashportal.ru